|
ПАМЯТИ Ординарда Пантелеймоновича Коломийцева
Ведущий научный сотрудник ИЗМИРАН, полярщик, кандидат в космонавты, ученый секрктарь института.
О.П. остался в нашей памяти не только как ученый, но как человек благожелательный, участливый, скромный, надежный.
Ниже приводим краткую биографическую справку и текст интервью.
Родился 29 января 1933 года в городе Тула, РСФСР. Скончался 16 июля 2012 года.
В 1956 году окончил Саратовский государственный университет, радиофизический факультет,
В 1968 году окончил аспирантуру ИЗМИРАН, в 1969 году защитил кандидататскую и в 1994 - докторскую диссертации.
С 1956 года работал младшим научным сотрудником (м.н.с.), затем ведущим научным сотрудником Лаборатории диагностики ионосферных процессов
Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР (ИЗМИРАН) в городе Троицк Московской области.
Имеет более 120 научных публикаций. Автор книги воспоминаний «Антарктика - космонавтика. Экстремальная тональность жизни» (2011).
В 1957 - 1963 годах участвовал в 3-й, 5-й и 8-й Антарктических экспедициях на Внутриконтинентальной антарктической станции «Восток» на
Южном геомагнитном полюсе общей продолжительностью 4 года 4 месяца. Почетный полярник СССР (1961).
За участие в Антарктических экспедициях награждён орденом «Знак Почета» .
С 1976 года был учёным секретарём института.
С 1980 года работал по контракту в Социалистической Республике Вьетнам на ионосферной обсерватории в городе Ханой.
Награждён Медалью Дружбы (Социалистическая Республика Вьетнам)
В 1996 - 1997 годах работал консультантом Комитета по экологии Государственной Думы РФ.
В сентябре-октябре 1966 года прошел медицинское обследование в ЦНИАГ в качестве одного из кандидатов для отбора в группу
космонавтов-ученых (первый набор в группу Академии Наук). 31 октября 1966 года получил допуск Главной Медицинской Комиссии (ГМК) к
спецтренировкам. 22 мая 1967 года был зачислен в группу кандидатов в космонавты АН СССР.
С июня 1967 по июнь 1968 года прошел общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК, но в июле 1968 года не прошел очередную медкомиссию и
был отчислен из группы по состоянию здоровья.
Козырева Екатерина Валентиновна. Интервью с Коломийцевым Ординардом Пантелеймоновичем
24 мая 2012 года.
E.К. Что способствует росту молодых специалистов, а что мешает?
О.П. Вообще или в какой- то определённой отросли науки от молодёжи мало что зависит. Если исходить из моих воспоминаний, я не имел никаких перспектив. В школе я не то чтобы «никак». С математикой, у меня было плохо, а если с математикой, значит, и с физикой. Не было у меня желания заниматься естественными науками. Не возникало мысли, что я буду делать после школы, если бы не моя «будущая половинка». Она сделала так, чтобы мы поступили на физ-.фак университета ( в г. Саратов. Примеч. ред.). Оказывается, мало что зависит от того, что определяется генами, Так что человек, в конечном счёте, может просто считать, что Ваш сын или дочь имеет какие- то наклонности и знания. Это говорит о таких-то перспективах в дальнейшем. Это заблуждение. Они сами в дальнейшем … интерес жизненный сам по себе проявится. Это не мистика.
А что мешает? Мешает очень много в современной жизни. Обстоятельства. Такие обстоятельства, что не только помешать, но и в корне изменить,
или менять в корне свои представления о том как заниматься и чем заниматься придеться, что тебя интересует. Это главное в жизни.
Это очень сложно, поэтому всё зависит от той среды, где у меня был в жизни человек который в корне определил мою жизнь, а в другой
момент и у другого человека этого не будет, и ему очень сложно будет в будущем, и тут ничего не сделаешь. А может ещё и не достаточно
средств, что он не может, к сожалению. Да, но эти факты они во многом определяющие. Если человек фигурально захочет вылезти из этого
болота то, что- то ему мешает в этой ситуации. Человек живет по-другому, нежели человек, который будет находиться в той ситуации,
которая ему благоприятствует.
Е.К. Скажите, пожалуйста, кто был Вашим руководителем диссертации, и какие воспоминания Вы сохранили о нём?
О.П. Это очень хороший вопрос. Как бы это правильно сказать? Я был много лет… в какой- то момент жизни я закончил все свои антарктические
дела и накрепко осел в институте - сел за работу. У меня был очень …не то чтобы друг- человек который прекрасно меня понимал. К нему
приходил, и мы с ним сидели в комнатке, в этом кабинете, в котором стоял телескоп, на 3-ем этаже главного корпуса института. Он там
сидел, и он поднимал беседу «за жизнь». И вот, когда закончилась моя антарктическая эпопея, он спросил: " Что я дальше должен сделать?
Я сейчас Гору скажу (а, Гор- это друг ). Он тебя не даст в обиду».
Е.К. Простите, а Гор- это кто?
О.П. Это- доктор физико-математических наук, который за меня взялся, и он всю мою деятельность сопровождал и сопровождает меня.
Даже, я помню, кандидатская (это пройденный этап), когда была, когда я написал докторскую, он говорит: «Ну, что, Эдик, надо выходить…
А это как раз был конец 80-х годов, появились персональные компьютеры, и мне показалось, что я всё, что я насчитал и навыводил надо
было вбить в компьютер. Я это стал делать. Он спросил: «Зачем?». Я ответил, что всё пропущу через компьютер. «Да потом это». Но я
потерял лет десять. Этот момент он мне до сих пор помнит. Вот и всё, что касается руководителей. И, конечно, почему- то так сложилось
, что мой первый директор- Пушков, и второй, при котором я уже работал в институте, это Мигулин –академик, и они ко мне не то что
как к сыну, но как к очень близкому человеку относились и всячески помогали. Спасибо большое.
Е.К. Какое соотношение теории и эксперимента в науке сегодня?
О.П. «Да ,ну и вопросики!». Тут сложно говорить за всю науку, а что касается физики, можно сказать какие проблемы. Мы имеем достаточно
развитую экспериментальную базу (мне представляется, может я не прав) очень много явлений снимать, наблюдать за очень многими
явлениями-на Земле, в атмосфере, в открытом космосе, но до сих пор, как представляется, нет «единой шпаги», которая всё бы это дело
протыкала и нанизывала на себя: в солнечно- земной физике, в магнитосфере, в тектонике. Тут есть достижения, но так что бы представить
всю картину в совокупности –это пока не сделано. Предстоит новому начинающему поколению и новому потоку молодых людей, которые
собираются отдать себя науке, вот это сделать. Спасибо.
Е.К. Какова по- Вашему роль наземных исследований для солнечно- земной физики?
О.П. То, что я и сказал, здесь и определяется их роль, но вся проблема-почему я говорю, нет шпаги, мы же на Земле наблюдаем вторичные
эффекты, которые говорят, что- то воздействовало на атмосферу, неосферу, мы это наблюдаем, а можно какой-то пример привести.
Хорошо, мы говорим о полярных сияниях. Что такое полярное сияние-это есть отражение тормозного эффекта внедряющихся высоко частиц
в атмосферу Земли. Спрашивается, откуда они взялись и что их ускорило: ведь в космосе они делятся на сверхзвуковую (в общем огромная
скорость), а та частица которая воздействует на атмосферу она является производной от взаимодействия солнечного ветра и окружающей
Землю и магнитосферы. Ну вот, собственно, и всё. Процессы которые визуально наблюдаются они здесь, чисто субъективно, я заметил
такую вещь: если бы я опубликовал бы в разных газетах, журналах-это всё делиться и умножается –это говорит о моей научной активности,
но это лажа. У меня один знакомый, которого я как-то спросил: «Володь, откуда у тебя столько статей?». Я посмотрел, одна статья
в одном журнале, другая в другом журнале (особенно, если одна статья на- английском, другая на- французском, третья на… и всё
это складывается в один интервал, здесь, конечно, системный подход, чтобы кто-то высокоинтеллектуально (не то, что очень жестко
мог бы наблюдать) или следить за этим, что бы этого не было.
Е.К. А может за рубежом очень хорошо платят?
О. П. Да, это хороший вопрос. Я не исключаю этого. Я опубликовал в одном журнале 3 странички, и мне за «это дело» ничего не заплатили,
допустим 30 рублей, а там за эту же статью я получил бы 30 долларов. И это играет определённую роль –это денежная составляющая. Сейчас
и сегодня этого не видно. Социум «жесток» по отношению к науке. Общество требует «сейчас», «сегодня» и всё, а наука этого не может.
Е.К. В чём секрет профессионального роста?
О. П. Это означает, что в кругу себе подобных на порядок больше знаешь.
Е.К. Кто из учёных является для Вас примером?
О. П. К сожалению, целая плеяда людей ушли в «другое измерение»: Евгений Гинзбург и Мигулин, (любимым изречением которого было-«Эдик,
запомни-если насилие неизбежно, как говорит моя жизнь, то надо расслабиться и ждать, Что будет дальше). Я до сих пор живу его
принципом.
Е.К. Какие изменения должны произойти, чтобы научный труд в России достойно оплачивали?
О. П. Весь социум должен быть грамотным, иначе будет так как и сейчас. Если перед тобой грамотные люди, социум тоже должен иметь
образование. В год сороколетия полёта Гагарина ко мне приехало телевидение со всей аппаратурой, с ассистентами и взяли интервью.
Обычно интервью берут 30 минут, а его брали полтора часа. Сколько мы наговорили, это нельзя было вырезать .В советские времена было
всё «зацензурено». Например, что я сидел в капсуле «Алмаза», то, что на меня было надето, говорить было нельзя. Всё было
«зацензурено», пока в 2008 году не вышла книжка о космонавтах, и после этого, я смотрю, стало больше появляться информации
в интернете. Ну, вот вроде бы и всё.
Е.К. Что бы Вы пожелали молодым сегодня?
О.П. Приземлённо и банально: здоровья, здоровья, здоровья .
Е. К. Как Вы оцениваете шансы молодого поколения на профессиональное развитие?
О. П. Современная молодёжь не тянет на эти вопросы, именно вопросы, а не дела. Это зависит от того, кто создаёт эти программы и
создаёт машины, а это не всегда понятно, и не всегда приземлённо выглядит, настолько, что я даже удивился, что меня не спросили:
«А чем Вы там будите там заниматься? Или, какая ваша цель?». И, я думаю, что это и осталось сейчас. Может это звучит не совсем
похвально для тех, кто занимается подготовкой космонавтов, где -то я слышал, что существует школа для подготовки космонавтов,
где можно поступить (ну, скажем, с 6-ти лет), в течение 7-ми лет тебя учат, и кто ты потом –космонавт? Это глупость. Я думаю,
что помимо богатырского здоровья, должно быть образование.
Е.К. Скажите, а какое должно быть образование и какая подготовка?
О.П. Инженерно-технический состав, чтобы его не обижать. Самое широкое образование, не имею ввиду математику и физику- биология,
медицина, а также всё что связано с миром животных(любых животных),всё это имеет прикладное и научное значение с точки зрения
космоса.
|